Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что в России можно преодолеть современный экономический кризис только при качественной трансформации производственного потенциала страны, которая базируется на широком внедрении и распространении научно-технических достижений. Инновации считаются как материал для увеличения эффективности в производстве, конкурентоспособности продукции и её качества и уменьшения издержек. Создание экономического механизма, за счет которого можно генерировать, воспроизводить и далее применять инновации в увеличении темпов развития экономики и повышения качества жизни страны, является чрезвычайно актуальной.
Потребность в инновациях в экономике для России усиливается, за высокий технический уровень и качество продукции.
Быстрое восстановление России из кризиса вполне возможно за счет реализации ее преимуществ.
Цель – провести анализ инноваций в современном обществе.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать экономическую сущность инноваций;
2. Определить типы инноваций в современном обществе;
3. Провести анализ инновационной политики России;
4. Выявить и обосновать направления развития инноваций в России.
Объектом исследования является институционная среда, складывающаяся в процессе создания и внедрения инноваций.
Предметом исследования являются инновации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИЙ
1.1 Экономическая сущность инноваций
После эпох эффективности в 1950-х и 1960-х годах, качества в 1970-х и 1980-х годах и гибкости в 1980-х и 1990-х годах XXI век называют веком инноваций. Промышленность все чаще применяет новые технологии к новым продуктам и услугам. Технология в организациях стала одним из главных двигателей перемен и инноваций. В тех же отраслях, где инновации стали обычным делом, компании соревнуются в скорости их внедрения. Теперь вы можете выиграть конкурс только в том случае, если вы самый быстрый, предлагаете продукцию самого высокого качества и выбираете наиболее привлекательные стилевые решения.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латыни как «в направлении», если переводить буквально «Innovatio» — «в направлении изменения». Само понятие инновации впервые появилось в научных исследованиях XIX века.
Понятие «инновация» получило новую жизнь в начале XX века в научных трудах Австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Он был одним из первых ученых, которые ввели этот термин в научный оборот в экономике в 1900-х годах.
Другими словами, инновация — это процесс или результат процесса, в котором:
используются частично или полностью защищенные результаты интеллектуальной деятельности;
производится патентоспособная продукция;
обеспечивается производство товаров или услуг, соответствующих или превосходящих по качеству мировой уровень;
высокая экономическая эффективность достигается при производстве или потреблении продукта.
Инновации могут принимать самые разные формы. Термин «инновация» был введен великим австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на:
Использование новых материалов и комплектующих;
внедрение новых технологических процессов;
Открытие новых рынков сбыта;
Внедрение новых организационных форм.
Иными словами, согласно этому определению, инновация — это одновременное проявление двух миров, а именно мира технологий и мира бизнеса. Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет его изобретением. Только когда бизнес вовлечен в изменения, они становятся инновациями. Инновацию можно рассматривать и как событие, появление чего-то нового в деловом мире, и как процесс, в котором одна инновация вызывает другую. Изменение технологии приводит к появлению нового продукта, который при эффективном использовании требует изменения организации бизнес-процессов.
Инновации играют большую роль в современной экономике. С одной стороны, они обеспечивают конкурентоспособность продукции и предприятий, а также возможность получать высокий доход. В условиях рыночной экономики инновации являются эффективным средством конкуренции, поскольку они способствуют снижению издержек производства, увеличению прибыли, привлечению инвестиций, улучшению имиджа производителя новой продукции, открытию и завоеванию новых рынков.
Успешность инновационной деятельности предприятий во многом определяется формами ее организации и способами финансового обеспечения. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций в производственно-хозяйственную деятельность предприятий.
Основными особенностями инноваций являются:
научно - техническая новизна, совокупность новых знаний;
практическая осуществимость, то есть внедрение новых знаний в новый продукт, технологию, социальную среду и т. д.;
способность удовлетворять определенные потребительские потребности, что означает, что инновация «воспринимается» рынком, т. е. реализуется на рынке;
эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса.
В настоящее время компании сталкиваются с изменениями в окружающем мире, которые влияют на рынки. Эти изменения существенно меняют их положение относительно конкурентов, поэтому инновации становятся одним из важнейших направлений бизнеса, с помощью которого можно сохранить и расширить свои позиции на рынке.
Во второй половине ХХ века на конкурентный механизм стали оказывать влияние процессы, сочетавшие в себе эффекты глобализации, индустриализации и «новой экономики», в результате чего конкуренция становится глобальной и ее интенсивность возрастает. Это, в свою очередь, усиливает внешние конкурентные угрозы для любой страны и, как следствие, обостряет проблему внутренней и внешней национальной конкурентоспособности.
Мировая экономика последних десятилетий демонстрирует, что инновации играют значительную роль в развитии конкурентоспособности предприятий и стран, обеспечивая стратегические преимущества лидерам инновационных процессов. Поэтому выбор приоритетных направлений инновационной деятельности является актуальной задачей для любой страны.
Эксперты оценивают мировой рынок инноваций примерно в $ 1 трлн. В середине XXI века США поставляли инновационной продукции на 690 млрд долл., Япония - на 680 млрд долл., Китай-на 138 млрд долл., в то время как страны с трансформационной экономикой сильно отставали, например, Россия поставляла инновационной продукции только на 3,9 млрд долл.
Государственные инновационные программы служат основой для формирования инновационной политики предприятий и призваны обеспечить интеграцию большинства хозяйствующих субъектов в национальную инновационную систему. В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется прежде всего наличием устоявшейся системы инвестиций, кредитования и налогообложения, функционирующей применительно к инновационной сфере научных исследований.
Инновация - использование в определенной сфере деятельности общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленной на совершенствование процесса деятельности или ее результатов.
Инновация (англ. Innjvation - инновация, нововведение, нововведение) - это материализованный результат, полученный от вложения нового оборудования или технологии в новые формы организации производства,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агабеков С.И. Инновации в России. Системно-институциональный анализ // С.И. Агабеков, Д.И. Кокурин, К.Н. Назин – М.: ТрансЛит, 2019, 376 с.
2. Анкона Д. Команды прорыва: Источники инноваций и лидерства в отрасли: моногр. // Д. Анкона – М.: Гревцов Паблишер, 2019, 535 с.
3. Балахнин И. Горизонтальный мир: Экономика, инновации, новые медиа // И. Балахнин – М.: АВТОР, 2018, 235 с.
4. Балдин К.В. Инновации: учеб. пособие // К.В. Балдин – М.: Дашков и К°, 2019, 776 с.
5. Вайзер Дж. Беседы с неверующими в пользу социальных инноваций // Дж. Вайзер – М.: Экономика, 2017, 817 с.
6. Вилисов В.Я. Инфраструктура инноваций и малые предприятия: состояние, оценки, моделирование: моногр. // В.Я. Вилисов – М.: РИОР, 2017, 587 с.
7. Гандри Л. Как создавать инновации // Л. Гандри – М.: «СОЛОН-Пресс», 2018, 824 с.
8. Гризов А.И. Англо-русский толковый словарь ПЛАС. Мир платежей и инноваций. Бизнес, технологии, проекты // А.И. Гризов – М.: Рекон Интернешнл, 2018. 350 с.
9. Джеймс П.Э. Возврат на инновации. Практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе // П.Э. Джеймс, Г.Л. Сиркин – М.: Гревцов Паблишер, 2018, 304 с.
10. Игошев Б.М. История технических инноваций // Б.М. Игошев, А.П. Усольцев – М.: Флинта, Наука, 2018, 686 с.
11. Ильичев В.А. Биосферная совместимость. Технологии внедрения инноваций. Города, развивающие человека // В.А. Ильичев – М.: Либроком, 2018, 240 с.
12. Кафидов В. Инновации в урбанизационном развитии российских городов // В. Кафидов – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019, 60 с.
13. Кокурин Д.И. Инновации в России: системно-институциональный анализ // Д.И. Кокурин – М.: ТрансЛит, 2018, 921 с.
14. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: уч. пособие // Н.М. Платонова – М.: Академия, 2019, 32 с.
15. Сазонов Б.В. Инновации в общественной сфере. Т. 34 // Б.В. Сазонов – М.: ИЛ, 2019, 614 с.
16. Сухарев О.С. Инновации в экономике и промышленности // О.С. Сухарев – М.: Высшая школа, 2018, 320 с.
17. Теплова Т.В. Инновации на финансовых рынках // Т.В. Теплова – М.: ГУ ВШЭ, 2017, 953 с.
18. Ходырев А.А. 7 нот менеджмента. Лучшая практика инноваций // А.А. Ходырев – М.: Эксперт РА, 2018, 117 с.